Гости из потустороннего мира

Явления привидений, несмотря на то что они совсем не редкость, изучены недостаточно. Парацельс (1493–1541), касаясь в своем труде «De signatura rerum liber IX» теории духов, писал:

«Где духи-грохотуны проносятся военным кличем, там предстоит большое кровопролитие. Несчастные привидения и полтергейсты повторяют как обезьяны на том месте, где они в жизни творили свои безобразия, то же самое и после смерти ночью в виде жалких туманных фигур, ищут в этом смягчения мучительной тяги к бесчинствам. Они жаждут чувственных наслаждений и тоскуют по тому, что составляло смысл их жизни.

Они блуждают в местности, где совершили преступление, чтобы искупить его или чтобы замести его следы. Они появляются не всегда одинаково. Они не всегда приходят в телесной форме, порой невидимо, так что живые слышат только какие-то звуки, голоса или жуткий шум — стук, смех, шипение, свист, вой, вздох, причитание, топот ног… Все это делается для того, чтобы люди обратили на них внимание и задали им вопросы».

• Барон Йозеф фон Эйхендорфф (1788–1857) родился в старом замке Любовиц вблизи Ратибора в Верхней Силезии, где и проходила его юность. Недалеко от него, также в старинном замке жил его друг, молодой граф. Зимой они вместе с другими молодыми людьми собирались каждую неделю по вечерам то в одном замке, то в другом. Как-то речь зашла о привидении в замке графа. Эти разговоры начали повторяться из раза в раз, и молодые люди решили выяснить, что же в действительности происходит в замке.

В один из следующих совместных вечеров молодой граф незадолго до полуночи поднялся из-за стола, пригласив гостей следовать за ним. Пройдя по гулким коридорам, они оказались перед широкой лестницей, соединявшей все этажи. На нижнем этаже рядом с лестницей была высокая, обитая железом дверь, которую, по утверждению графа, вот уже лет 100 не открывала рука человека. Однако зимними ночами дверь порой открывалась сама по себе, чтобы выпустить стройную женскую фигурку, которая легко взбегала вверх по лестнице и исчезала наверху. Было решено подождать. Возможно, как раз сегодня она появится?

Они расположились в ожидании между дверью и лестницей, освещенные подсвечником, который держал молодой слуга, нанятый только в этот день. Разговаривали они мало, стараясь говорить очень тихо о незначительных вещах. Неожиданно Эйхендорфф, стоявший, слегка прислонившись к двери, почувствовал, что его спина потеряла опору, потому что дверь открылась внутрь. И тут все увидали стройную фигуру, выходящую из проема. Она была во всем сером, лицо скрывала серая вуаль. Пробежав мимо молодых людей, она быстро пошла вверх по лестнице.

Молодой слуга, ничего не знавший о привидении, услужливо обогнал даму, чтобы посветить ей. Там, где лестница расходилась на две стороны, слуга собрался, было, пойти налево, но дама указала рукой направо. Слуга развернулся, продолжая освещать ей дорогу, после чего и он, и она исчезли из поля зрения оставшихся внизу молодых людей. И тут наверху раздался душераздирающий крик и свет погас… Молодых людей, стоявших внизу, охватил ужас. Эйхендорфф был первым, кто смог овладеть собой. Он на ощупь пробрался в зал и принес оттуда другой светильник с горящими свечами.

Вместе с графом они побежали вверх по лестнице, где увидели молодого слугу. Лежа на полу, он в правой руке еще сжимал погасший светильник. Слуга был мертв, а его лицо было искажено ужасом. От фигуры в сером не осталось и следа. Молодые люди отнесли тело слуги вниз. В тот самый миг, когда они дошли до нижнего этажа, дверь бесшумно закрылась.

• Широкую известность получил случай о «стучащем духе» (полтергейст) из Диббесдорфа (деревня в земле Брауншвейг. — Прим. пер.), который упомянут, в частности, у Лессинга (1729–1781). Он признается, что этот случай попросту поставил его в тупик: 1767 год, 2 января — в доме крестьянина Антона Кеттельхута начал раздаваться таинственный стук. Вначале подумали, что в доме завелись крысы, и на другой день во многих местах подняли половицы, пробили отверстия в стенах и потолках, но крыс так и не нашли. Вечером стук повторился, но позднее перешел в дом брата, Людвига Кеттельхута, находившегося в сотне шагов от дома Антона.

Стук не прекращался на протяжении трех недель, и братьям стало не по себе. По их настоянию местная управа заявила об этом в суд. После некоторого сопротивления судейские все же прибыли 6 января 1768 г. в Диббесдорф. Подняли все полы в доме, со всех стен и потолков сняли обшивку, не осталось ни одного уголка, где бы могло спрятаться какое-то животное, не говоря уже о человеке, чтобы так «проказничать». Все семейство Кеттельхутов торжественно поклялось, что им причина стука неизвестна.

Наконец один из крестьян додумался спросить «стукача»: «А как меня зовут?» Он назвал несколько неправильных имен. Все было тихо. Но стоило ему назвать свое настоящее имя, это «нечто» резво забарабанило. Другой крестьянин задал вопрос: «Сколько пуговиц на моей одежде?» Невидимка простучал 36 раз. Посчитали пуговицы — в действительности 36. Весть о «стучащем духе» быстро разнеслась по всей округе, и в скором времени сотни брауншвейгцев вечерами наводняли Диббесдорф.

Начали появляться и иностранцы. Пришлось выставить кордоны, чтобы сдержать огромный поток людей. Из официально запротоколированных фактов упомянем только некоторые: если кто-то раскрывал сборник религиозных песнопений, закрывал номер песни пальцем и спрашивал, какой это номер, выстукивалась верная цифра. «Невидимка точно определял количество людей в комнате или в сенях, отвечал на вопросы о возрасте, роде занятий присутствующих, начиная утвердительно стучать, когда после умышленно неправильных «подсказок» давались правильные сведения.

Один из любопытствующих, родом из Штеттина (сейчас — Щецин, Польша), спросив полтергейста о месте своего рождения, пытаясь запутать его назвал больше сотни городов. Никакой реакции. Но когда хитрец сказал «Штеттин», раздалась настоящая барабанная дробь. У одного из присутствующих был с собой мешочек с кучей мелких монет — пфеннигов. Сам не зная, сколько в мешочке монет, он спросил об этом духа. Тот простучал 681 раз. Пересчитали — оказался ровно 681 пфенниг.

Одному пекарю дух выстучал количество сухарей, выпеченных им утром того же дня, купцу точно отстучал сумму денег, полученную им накануне по почте. Всякий раз, когда перед трапезой звучала застольная молитва, при слове «аминь» раздавался стук, что не помешало местному священнику помолиться об изгнании дьявола. Однако попытка экзорцизма осталась не результативной.

Наконец герцоги брауншвейгские Карл и Фердинанд собственнолично прибыли в Диббесдорф. На свои вопросы они также получили ответы. Тогда их высочества поручили врачу и юристу исследовать явление. Ученые господа попытались объяснить стук действием подземных источников и провели бурильные работы, которые в действительности выявили наличие воды. Но стук продолжался. Арест батрака, работавшего на братьев, также ни к чему не привел. Но юстиция, издавна стремящаяся быть послушной служанкой власть имущих, сумела при помощи обещаний и угроз уговорить молодую девушку, состоявшую в услужении семье Кеттельхутов, заявить, что ее хозяева сами производили стук.

В результате Людвиг Кеттельхут и его жена были «разоблачены» как обманщики и посажены в тюрьму. Девушка, рыдая, призналась соседям, что судейские чиновники принудили ее к оговору. А загадочный стук не прекращался и в отсутствие крестьянина и его жены. Тем не менее Кеттельхуты просидели в тюрьме три месяца, прежде чем их — безо всякой компенсации — выпустили. А герцогу судебные органы были вынуждены официально объяснить, «что, исчерпав все возможности следствия, не удалось обнаружить ничего, что пролило бы свет на этот случай, раскрытие которого — дело будущего».

Что ж, с тех пор прошел уже не один век, а ясности в таких явлениях по-прежнему нет. Привидения встречаются и в наше время. Правда, научные объяснения таких явлений звучат «научно», но не убедительно, так что все кончается только очередным жутким сюжетом для падких на сенсации газетчиков.

• События, получившие широкую известность и очень похожие на случай в Диббесдорфе, разыгрались через 80 лет в доме семьи Фоксов в Гайдсвилле, (Америка). Считается, что как раз эти события привели к зарождению современного спиритизма, что неверно, так как подобного рода явления были всегда. «Эпохальным» было только то, что одному умному свидетелю происходящего, еврею-торговцу по имени Исаак Порт, пришла в голову мысль вслух произносить буквы алфавита и при этом попросить невидимку отмечать стуком определенные буквы, чтобы они, сливаясь в слова и фразы, дали возможность с ним общаться.

Эксперимент удался с первого раза, и контакт с «потусторонним миром» был установлен: «Сразу во всех стенах разразилась настоящая буря стуков, словно мир духов хотел выразить свое ликование, с которым в том мире была принята эта идея… Тут же при помощи нового вида коммуникации пошли сообщения, при этом первое из них гласило: «Мы все — ваши друзья и родственники».

То тут, то там появляющееся утверждение, что полтергейст семьи Фоксов дал понять, что он кем-то убит и что в указанном им месте откопали скелет, похоже, не имеет безупречных доказательств. Но факт тот, что с того времени столоверчение начало распространяться по всему цивилизованному миру подобно эпидемии. Впоследствии начали появляться новые, еще более удивительные феномены, так что наконец ими заинтересовались даже ученые; но спор «за и против гипотезы о существовании духов» продолжается и поныне.

О семье Фоксов рассказывают, что она прямо-таки с религиозным фанатизмом занялась распространением спиритизма. В действительности то, что Фоксы вдруг оказались в центре всеобщего внимания, имело для них отнюдь не радостные последствия. Священник местной методистской церкви исключил их из общины, так как их подозревали в «заключении союза с дьяволом». Да и вообще спокойная жизнь для них прекратилась. Фоксы начали упорно отказывать потусторонним в их просьбах; те сдались и прекратили «контакты».

На две недели стуки прекратились. Однако в скором времени всем опять захотелось общения с тем миром, «и когда, наконец, по настоятельной просьбе одного из друзей семьи опять раздались до боли знакомые звуки, нам всем показалось, будто мы снова встретились со старыми друзьями, которых мы раньше не смогли оценить по достоинству». Только тогда начались приватные сеансы в домах знакомых и незнакомых людей, что и положило начало спиритизму.

Председатель кассационного суда и парапсихолог Георг Зульцер различал две категории феномена призраков и привидений. Первая — это те, что исходят из навязчивых идей умерших людей без того, чтобы они были «привязаны» к определенным местам этого мира, а также без того, чтобы это во всех случаях существенно затрудняло их жизнь и духовный прогресс в потустороннем мире. Вторая — это те, что также исходят от умерших, но «привязаны» к определенному месту («стационарные привидения»). Надо добавить еще и третью категорию — так называемые «персональные» привидения, то есть привязанные к конкретной личности.

Но нас занимает не столько систематика видов явлений, сколько их фактология. А факты, в свою очередь, приводят нас к заключению, что в очень многих случаях вместе с привидениями и потусторонний мир входит в нашу жизнь. Из всего множества надлежащим образом заверенных сообщений я хочу выбрать несколько, а их оценку предоставить самому читателю.

• Отец надворного советника Линднера из Кенигсберга был пастором в небольшом местечке в Померании, а потом в Кенигсберге. В дневнике надворного советника записана следующая история.

Пастор Линднер спал в комнате, из которой сквозь дверной проем ему хорошо был видна конторка его кабинета. В одну из лунных ночей священник проснулся. Дверь в его кабинет была открытой, на конторке лежала большая раскрытая Библия. Ее листал пастор в соответствующем сану облачении, держа на руках ребенка. Еще один ребенок, постарше, стоял рядом.

Не веря своим глазам, пастор Линднер сел на постели и протер глаза. Убедившись, что это не сон, что он в действительности видит человеческие фигуры в своем кабинете, пастор воскликнул: «Все добрые духи славят Господа!» В ответ на это призрак шагнул к нему и протянул ему руку. Линднер не осмелился пожать ее. Фантом повторил жест, приглашающий к рукопожатию еще трижды, потом видение исчезло.

Черты лица фантома глубоко врезались в память Линднеру, хотя он со временем все реже вспоминал об этом случае. «Но однажды, когда ему предстояло провести службу в церкви, он пришел туда чуть раньше, чем надо, и, взойдя на хоры, начал рассматривать развешанные там картины. Одна из них, портрет, глубоко поразила его: на холсте было изображение явившегося ему пастора». Он узнал, что это портрет одного из его предшественников, который лет 40–50 назад жил в том же доме, что и Линднер. Больше никто ничего не мог сказать об этом священнике, за исключением 80-ти летнего мужчины, знавшего умершего пастора.

Этот пастор, как рассказал старик, был умелым проповедником, но ходила молва, что у его служанки от него родилось несколько внебрачных детей, судьба которых была никому не известна. «Спустя какое-то время на первом этаже пасторского дома, в комнате, где жил господин Линднер, довелось сломать печь. Под печью рабочие обнаружили углубление, а в нем — детские скелеты. В ужасе от такой находки, они позвали пастора, который с удивлением увидал молчаливых свидетелей злодеяний своего предшественника и велел убрать кости». С того времени умерший пастор ему уже никогда не являлся.

• В журнале «Ревало-Бунд» за 1926 г. Хинрих Ольхафер описывает случай с привидением, который удалось разъяснить при помощи «стучащего алфавита»: в имении фермера Х. в Вильгельмсбурге близ Гамбурга начали случаться странные явления — от безобидного стука до бросания предметами обихода. «Полтергейст» назвался умершей женой фермера, чрезвычайно озабоченной благополучием трех ее (уже взрослых) дочерей. Вторая супруга фермера Х., заявила его первая жена, злонамеренно, в своих корыстных целях так долго очерняла троих девушек и клеветала на них, что все трое были вынуждены навсегда уйти из родительского дома.

Тем временем старшая дочь «оступилась», и у нее родился внебрачный ребенок. Этот ребенок находится в одном городе в земле Шлезвиг-Гольштейн (имелся точный адрес!) у людей, которые с ним очень плохо обращаются. Да и двум другим дочерям грозит опасность (были приведены конкретные факты). Она сама, их мать, живущая ныне в потустороннем мире, устроила весь этот кошмар, чтобы обратить внимание на тяжелое положение своих детей. Так как вначале на стук не обращали внимания, она разозлилась, что и выразилось в таком «злостном хулиганстве», как бросание предметами.

Но теперь она облегчила душу и ожидает, что будут предприняты меры по улаживанию семейных неурядиц (это ей было обещано). Тогда, закончила она, все кошмарные явления немедленно прекратятся. На самом деле, с тех пор все стало тихо. Эти новости были для крестьянина как гром среди ясного неба. На следующий же день он поехал в названный ему город и нашел по указанному адресу полуголодного ребенка его старшей дочери. Позднее во всех деталях подтвердились и сведения о двух других дочерях.

• «Чертовщина», происходившая с июля 1967 г. по январь 1968 г. в одной адвокатской конторе в Розенхейме, получила широкую огласку. В присутствии молодой сотрудницы электрические лампочки лопались или сами собой выворачивались из патронов; из письменных столов вылетали ящики, шкаф с документами, весом в 150 кг, передвинулся на 28 см, картины кружились на стенах вокруг крюков, на которых висели (это даже засняли на кинопленку), телефоны звонили, неизвестные голоса вели телефонные разговоры и так далее.

Лучшие специалисты с самой современной аппаратурой не смогли найти никакого объяснения. Католик и парапсихолог профессор доктор А. Реш написал в своем заключении об «энергии неизвестной глубинной души, обращенной наружу». Что же такое «глубинная душа»? Этого никто не знал. К обследованиям подобного рода надо привлекать парапсихологов, которые признают спиритическую гипотезу и учитывают ее при анализе ситуации. А барственное невежество не продвинет нас в этих вопросах ни на шаг.

В конце концов, дело не в том, чтобы объяснить тот или иной случай с призраками и привидениями или другими паранормальными явлениями анимистической или спиритической гипотезой, а в том, чтобы эффективно помочь страдающим от этих явлений людям.

«Современные исследования в области привидений и полтергейстов доказывают, — писал профессор Ганс Хольцер (Америка) в конце своей книги «Охотники за привидениями» — что освобождение от негативного воздействия привидений и полтергейстов очень даже возможно, если правильно подходить к ситуации. Надо постараться сделать так, чтобы все еще привязанные к Земле души (потусторонние) осознали свое положение и при помощи наших поучений и разъяснений смогли совершить переход собственно в потусторонний мир».

Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn
admin